Никель-железные аккумуляторы (ТНЖ) и аккумуляторные батареи выпускются в виде призматической формы. Конструктивно аккумулятор состоит из блока разноименных электродов (оксидно-никелевого и железного), разделенных сепараторами. Одноименные электроды прочно связаны между собой механическим соединением токоведущих ушек серез болтовое соединение или приваркой загнутых ушек электродов к токоведущему мосту. Каждый мост снабжен общим борном, который через крышку аккумулятора выводится наружу и служит для соединения аккумуляторов в последовательную или параллельную цепь при помощи металлических токоведшщих планок (перемычке). Блок электродов помещен в бак с крышкой и перед проверкой или эксплутацией заливается натриевой или калиевой щелочью. В крышке аккумулятора имеется вентиляционная клапанная пробка, которая служит для заливки электролита, доливки воды и выпуска газов, образующихся в процессе электрохимических реакций в аккумуляторе. В связи с тем, что на заряженном железном электроде постоянно идет процесс саморазряда с выделением водорода, а в процессе заряда практически с самого начала выделяется водород, герметизация никель-железного аккумулятора невозможна. Поэтому никель-железный аккумулятор может эксплуатироваться только с клапанной пробкой, особенно в режиме с глубиной разряда 100% при циклировании заряд-разряд. Номинальное напряжение никель-железного аккумулятора независимо от назначения равно 1.2В. Номинальная емкость в ампер-часах - это емкость аккумулятора (батареи), полученная при его разряде током, составлящими 0.2 от номинальной емкости до напряжения не ниже 1.0В.
Общие технические условия для никель-железных аккумуляторов отражены в ГОСТ 26500-85 "Аккумуляторы щелочные никель-железные тяговые. Общие технические условия", который распространяется на аккмуляторы емкостью свыше 150 А*ч, предназначенные для питания электродвигателей рудничных электровозов и машин напольного безрельсового электрифицированного транспорта в условиях эксплуатации групп М26 и М28 по ГОСТ 17516-72 на высоте над уровнем моря до 2000м. Обозначения и габариты даны в ГОСТ 26992-86.
Тяговые щелочные (ТНЖ) аккумуляторы в России выпускают три завода:
- ООО "Курский завод "Аккумулятор"", г. Курск.
- ОАО "Кузбассэлемент", г. Ленинск-Кузнецкий.
- ЗАО "Великолукский завод щелочных аккумуляторов", г. Великие Луки.
Структура условного обозначения щелочных аккумуляторов ТНЖ для внутренних поставок:
- цифры перед буквами - количество последовательно соединенных элементов в батарее;
- Т, ТП, В - область применения:
- Т - тяговый;
- ТП - тепловозный;
- В - вагонный;
- НЖ - электрохимическая система (никель-железная);
- К - комбинированная конструкция блока электродов:
положительный электрод - ламельный, т.е. активная масса заключена в перфорированную стальную оболочку; отрицательный электрод - безламельный, т.е. активная масса напрессованна на металлическую сетку.
- Ш - назначение (шахтный, для использования в шахтных электровозах);
- цифры после букв - номинальная емкость аккумулятора, А*час.
- буквы после указания емкости
- П - пластмассовый корпус.
- В - высокий вариант.
- М - модернизированный.
- У, Т - климатическое исполнение:
- У - умеренный климат;
- Т - тропический климат;
- 2; 5 - категория размещения по ГОСТ 15150-69:
- 2 - над землей;
- 5 - под землей.
Обозначения по международной системе означают:
- цифры перед буквами - количество последовательно соединенных аккумуляторов в батарее;
- F - никель-железная система;
- L, M, H, X - буквы, означающие режим разряда, отвечающий нормированным токам:
- L - длительный (до 0.5Сном);
- M - средний (выше 0.5 до 3.5Сном);
- H - короткий (выше 3.5 до 7Сном);
- Х - сверхкороткий (выше 7Сном).
- За этой группой букв следует группа цифр, обозначающих емкость аккумулятора в ампер-часах.
- Буквы, следующие за цифрами, означают материал исполнения корпуса аккумулятора: Р - из пластического материала. Далее знак дефис (-) и могут быть указаны вариант исполнения в типоразмерном ряду аккумуляторов или другие конструктивные особенности по системе обозначений, принятой предприятием-изготовителем, а затем после второго знака дефис, при необходиости, указываются климатическое исполнение и категория размещения по ГОСТ 16150-69.
|