Отечественный погрузчик с асинхронным электроприводом
Интервью с главным конструктором ОАО «Машиностроительный завод имени М.И. Калинина, г. Екатеринбург» (ЗиК) С.А. Агафоновым.
- Сергей Александрович, нам стало известно, что модельный ряд техники, выпускаемой вашим предприятием, пополнился вилочным электропогрузчиком ЭП-103КАС, в котором применена технология переменного тока. Что побудило завод начать разработку новой машины?
6 июня 2007 года было подписано техническое задание на модернизацию универсального электропогрузчика грузоподъёмностью (г/п) 1 т. Побудительным мотивом стали случаи, когда наши погрузчики стали проигрывать на тендерах конкурентам по такому техническому параметру, как наличие рекуперации, поскольку и российские потребители стали предъявлять к средствам напольного транспорта повышенные требования. Поэтому мы, с «подачи» заводского отдела сбыта, подготовили техническое задание на создание машины с рекуперацией.
- Давайте ещё раз напомним читателям преимущества привода переменного тока.
Это полная защищённость электродвигателей от внешних воздействий(грязи, пыли, влаги и т. п.), повышенный на 10-15% КПД и уменьшенное на 10-12% энергопотребление. Для таких двигателей не требуется внутреннего охлаждения, а степень защиты двигателей IP65, допускающая воздействие прямой водяной струи, позволяет эксплуатацию в условиях, в которых ранее допускалось использование только автопогрузчиков (с двигателями внутреннего сгорания). Например, в цехах по засолке рыбы погрузчики моют струёй пресной воды. Наши прежние электрические модели на постоянном токе такого обращения не допускали.
Электропривод переменного тока сочетает в себе присущую электродвигателям экологичность с высокой мощностью автопогрузчиков, позволяет развивать одинаково большой крутящий момент как при разгоне, так и при торможении. Результат: погрузчик «висит на газе» (скорость перемещения точно задаётся педалью акселератора).
Такой режим идеально подходит для позиционирования погрузчика с высокой точностью, динамичного разгона и езды на рампе с постоянной скоростью.
Другой отличительной чертой этого погрузчика является ведущий мост с перпендикулярным расположением двигателя.
Максимальная скорость движения нашей машины составляет 15 км/ч, что является довольно высоким показателем для электропогрузчиков. На предшествующих моделях механический тормоз («руч ник») требовал замены колодок и т.д. Новая тормозная система приводится в действие нажатием специальной кнопки на приборной панели машины, после чего срабатывает электромагнитная муфта, блокирующая вал двигателя.
Для плавного торможения достаточно отпустить педаль акселератора. При этом происходит рекуперативное торможение, при котором часть энергии возвращается в аккумуляторную батарею (АКБ).
Педаль механического тормоза используется только в экстремальных ситуациях.
Изменение направления движения происходит плавно. Двигатели переменного тока менее зависимы от состояния АКБ.
Ещё одним важнейшим преимуществом электроприводов переменного тока является то, что они практически не требуют обслуживания.
- Почему решено было модернизировать погрузчик г/п 1 т, а не более распространенные машины г/п 1,5 т?
Наш выбор был обусловлен тем, что многие потребители используют наши погрузчики для погрузочных работ в вагонах, где одним из лимитирующих факторов является нагрузка на пол. Именно здесь работают наши однотонники, которые, естественно, легче полуторатонных машин. К тому же в результате замены двигателей постоянного тока на асинхронные масса модернизированного погрузчика уменьшилась в общей сложности на 70 кг. Да и чисто визуально машина стала легче и изящнее.
- Без импортных комплектующих не обошлось?
В России мы не нашли производителей подходящих нам асинхронных приводов. Собственно, их просто нет. Поэтому мы были вынуждены обратиться к зарубежной продукции. К нам поступали предложения установить асинхронные тяговые двигатели мощностью до 9 кВт, но мы сочли это избыточным для погрузчика г/п 1 т и поэтому остановили свой выбор на приводах итальянского производства меньшей мощности.
- Система управления погрузчиком также подверглась модернизации?
Да. Сейчас на машине стоит система управления американской фирмы «Curtis». Появилась возможность настройки различных режимов работы погрузчика, в том числе скоростей, с помощью переносного программатора. Сегодня мы настраиваем только три режима работы, но в дальнейшем наши дилеры могут по требованию заказчика настраивать необходимые ему динамические характеристики.
- Каким дополнительным усовершенствованиям подверглась машина?
Был установлен новый грузоподъёмник собственной заводской разработки. Его конструкция станет базовой для других моделей «ЗиК» большей г/п. В дальнейшем погрузчик будет оснащён мотор-колёсами, что позволит понизить центр тяжести и увеличить высоту подъёма до 6 м.
- Перечислите основные достоинства получившейся в результате машины.
На модернизированном электропогрузчике ЭП-103КАС г/п 1 т с 48-вольтовой АКБ имеются:
- асинхронные необслуживаемые электродвигатели тяги и подъёма со степенью защиты IP65;
- система электронного управления приводом, позволяющая оператору выбирать оптимальный режим работы применительно к той или иной ситуации - «экономичный» (плавный энергосберегающий), «мощный» или «челночный» с контролем массы груза на вилах - и запрещающая подъём груза тяжелее номинального, а также ограничивающая подъём и наклон груза при скорости движения свыше 8 км/ч;
- система самодиагностики, которая определяет вид неисправности и выводит её код на дисплей с одновременной записью в журнал памяти системы, что облегчает обслуживание;
- система контроля присутствия оператора на рабочем месте, которая соответствует международному стандарту ISO 3691 ', блокирует движение погрузчика и выполнение рабочих операций в случае отсутствия оператора на рабочем месте;
- электромагнитный стояночный тормоз (вместо рукоятки введена кнопка с подсветкой на приборной панели);
- защитное ограждение с улучшенным обзором, зеркалом заднего вида и светосигнальной аппаратурой;
- низко расположенная приборная панель, которая не препятствует обзору вил;
- рулевая колонка с бесступенчатым регулированием наклона и уменьшенным диаметром рулевого колеса;
- сиденье оператора, регулируемое по глубине и наклону спинки;
- подлокотники и ремень безопасности;
- отсек в сиденье оператора для сканера штрихкодов, мелких предметов и документации;
- гидростатическая система рулевого управления с гидроусилителем руля и управляемым мостом с гидроцилиндром поворота;
- педали акселератора и электродинамического тормоза, соответствующие эргономическим нормам и имеющие степень защиты IP65;
- гидрораспределитель и насос подъёма повышенной надёжности;
- двухрамный грузоподъёмник классического типа с боковыми цилиндрами подъёма (Н = 3300 мм)2;
- оцинкованный крепёж;
- шины суперэластик с повышенным эксплуатационным ресурсом.
- Каковы гарантийные обязательства производителя?
Заводская гарантия на погрузчик составляет 18 месяцев, однако по желанию потребителя она может быть, при определённых условиях сервисного обслуживания, увеличена до двух лет.
- Когда эта машина появится на рынке и по какой цене?
Начало выпуска установочной серии погрузчиков намечено на июль-август 2008 года. Конкретную цену установит наш коммерческий отдел, но, в любом случае, новые машины не будут дороже их китайских аналогов.
- Спасибо за интервью. Беседовал П. В. Мальцев.
' Имеется в виду стандарт ISO 3691:1980 Powered industrial trucks - Safety code («Приводные средства напольного транспорта. Правила техники безопасности»). (Прим. ред.).
2 В вагонном варианте грузоподъёмника Н = 2900 мм, а свободная высота подъёма вил составляет 1500 мм. (Прим. ред.).
Источник: ПТО 03, 2008. 19.05.2008 // Складское оборудование // Отечественный погрузчик с асинхронным электроприводом сайт Издателя: http://www.pto.ru
|